Информация о проведении контрольного мероприятия
«Проверка соблюдения условий получения субсидий за счет средств районного бюджета:
- Компенсация (возмещение) убытков по услуге «Вывоз твердых бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году,
- Компенсация (возмещение) убытков по услуге «Вывоз жидких бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году,
- Финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникших вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год,
- Возмещение недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов,
- Компенсация убытков, связанных с невыполнением показателей производственной программы по водоотведению и очистке сточных вод, за 2012 год учтенных при государственном регулировании тарифов на водоотведение, по причине ликвидации потребителей и уменьшения объема потребления услуг,
- Компенсация убытков за 2012 год, связанных с невыполнением показателей производственной программы по водоснабжению, учтенной при государственном регулировании тарифов на водоснабжение, по причине уменьшения объема потребления услуг,
в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств районного бюджета, предоставивших указанные средства в 2014 году».
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.13 плана работы Контрольно-ревизионной комиссии Туруханского района, утвержденного приказом от 27.12.2013 № 12, в редакции приказа от 24.04.2015 № 2.
Проверяемый период: 2014 год.
В ходе контрольного мероприятия Контрольно-ревизионной комиссией Туруханского района установлено следующее:
1. В нарушение пункта 5 статьи 86[1] Бюджетного кодекса РФ - органами местного самоуправления муниципального образования Туруханский район были приняты расходные обязательства за счет средств районного бюджета, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации[2], в части:
- финансирования затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникших вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год на сумму 94 780 600,00 руб.;
- возмещения недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов на сумму 8 573 770,00 руб.;
- компенсации убытков, связанных с невыполнением показателей производственной программы по водоотведению и очистке сточных вод, учтенной при государственном регулировании тарифов на водоотведение, по причине ликвидации потребителей и уменьшения объема потребления услуг на сумму 2 560 970,00 руб.;
- компенсации убытков, связанных с невыполнением показателей производственной программы по водоснабжению, учтенной при государственном регулировании тарифов на водоснабжение, по причине уменьшения объема потребления услуг на сумму 17 995 996,00 руб.
Увеличение плановых бюджетных ассигнований в расходной части бюджета в 2014 году с 3 644 037,924 тыс. руб.[3] до 3 835 976,227 тыс.руб.[4], в том числе, повлияло на изменение источников финансирования дефицита районного бюджета, который увеличился с 149 759,184 тыс.руб., до 417 795,866 тыс.руб.
2. Порядки предоставления субсидий на компенсацию убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса, разработанные и утвержденные администраций Туруханского района не содержат методики определения (алгоритма или формулы расчета) сумм субсидий.
Уполномоченным органом, на который администрацией Туруханского района возложены функции по предоставлению субсидии - Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района (далее – Управление ЖКХ), не предоставлены расчеты сумм субсидий, на компенсацию убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса, указанных в Соглашениях, поименованных в данном акте.
3. Порядки предоставления субсидий на компенсацию убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса, разработанные и утвержденные администраций Туруханского района не содержат определения предмета целевого использования субсидий (погашение кредиторской задолженности и.д.)
4. Порядки предоставления субсидий на компенсацию убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса по регулируемым видам деятельности, не содержат требования о предоставлении юридическими лицами копий экспертных заключений Региональной энергетической комиссии Красноярского края по установлению тарифов, в соответствии с которыми исключалась бы возможность перекрестного субсидирования из бюджетов разных уровней и получения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства необоснованной суммы доходов.
4.1. Управлением ЖКХ в субсидии по компенсации убытков, за 2012 год, связанных с невыполнением показателей производственной программы по водоснабжению, учтенной при государственном регулировании тарифов на водоснабжение, по причине уменьшения объема потребления услуг, к возмещению приняты не экономически обоснованные затраты, учтенные регулирующим органом при формировании тарифа, а фактические затраты.
4.2. Управлением ЖКХ при предоставлении субсидии на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникших вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год, к возмещению приняты затраты, фактически не понесенные получателями субсидий.
Например: Уголь ДПК (каменный) приобретен ОАО «Туруханскэнерго» в объемах (50 385,70/205223,59 тыс.руб.) меньших, чем учтено регулирующим органом при формировании тарифов (56050,52 тонны/ 214243,40 тыс.руб). Сумма экономии составляет 9 019,81 тыс.руб.
В «Отчете об объемах и стоимости ТЭР, учтенных РЭК при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2013 год и фактически сложившейся стоимостью в 2013 году в Туруханском районе» ОАО «Туруханскэнерго» включена сумма затрат 12 633,025 тыс.руб., которая рассчитана как произведение отклонения цены топлива за 1 тонну, фактически сложившаяся по итогам заключенных контрактов и цены за 1 тонну, учтенную при формировании тарифа и объема топлива, учтенного при формировании тарифа .
Аналогично отклонение за приобретенное масло:
приобретено - 284,14 тонн/17 537,53 тыс.руб.; учтено в тарифе 423,72 тонн/26 467,20 тыс.руб. Сумма экономии составила 8 929,67 тыс.руб., в расчете указана сумма со знаком минус 210,941 тыс.руб.
5. Юридическое лицо ОАО «Туруханскэнерго» не соответствовало критериям отбора, установленным в пункте 4 Порядка по субсидиям ТБО[5] и в пункте 4 Порядка по субсидиям ЖБО[6].
Заключение Управлением ЖКХ с ОАО «Туруханскэнерго» соглашений на предоставление субсидий на компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз твердых бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году и компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз жидких бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году на общую сумму 21 576 400,00 руб. и перечисление ОАО «Туруханскэнерго» субсидии в общей сумме 21 576 400,00 руб., является нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ .
6. Субсидии в сумме 21 576 400,00 руб., перечисленные из районного бюджета юридическому лицу ОАО «Туруханскэнерго» на компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз твердых бытовых отходов» и по услуге «Вывоз жидких бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году, подлежат возврату в бюджет района в полном объеме.
7. В подпункте 18 пункта 26 Решения Туруханского районного Совета депутатов от 05.03.2014 № 27-419 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 23.12.2013 № 26-374 «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» отсутствует указание на календарный период возникновения недополученных доходов в связи с оказанием услуги электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов.
В Решении № 27-419 Администрации Туруханского района были переданы бюджетные полномочия в части установления нормативно-правовыми актами администрации критериев отбора организаций, имеющих право на получение субсидий, размера субсидий, порядка предоставления и возврата субсидий.
Администрацией Туруханского района превышены бюджетные полномочия при разработке и утверждении Постановления от 03.07.2014 № 833-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуги электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов за 2011 год в 2014 году», в части установления календарного периода возникновения недополученных доходов в связи с оказанием услуги электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов.
8. Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» (далее - ООО «МЭК») не соответствовало критериям отбора, указанным в пункте 6 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов[7].
Заключение с ООО «МЭК» Управлением ЖКХ Соглашения от 14.08.2014 № 1 на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов на сумму 8 573 770,00 руб. и перечисление субсидии ООО «МЭК» в сумме 8 573 770,00 руб. является нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
9. Субсидия в сумме 8 573 770,00 руб., перечисленная из районного бюджета юридическому лицу ООО «МЭК» на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов, подлежат возврату в бюджет района в полном объеме.
10. Юридическое лицо ООО «МЭК» не соответствовало критериям отбора, указанным в пункте 6 Порядка предоставления субсидий на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникающих вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год[8].
Заключение с ООО «МЭК» Управлением ЖКХ Соглашения от 31.07.2014 № 2 на предоставление субсидий на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникающих вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год в сумме 6 055 680,00 руб. и перечисление субсидии ООО «МЭК» в сумме 6 055 680,00 руб. является нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
11. Субсидия в сумме 6 055 680,00 руб., перечисленная из районного бюджета юридическому лицу ООО «МЭК» на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникающих вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год, подлежат возврату в бюджет района в полном объеме.
12. Контрольно-ревизионной комиссией Туруханского района в ходе проведения контрольного мероприятия был проведен анализ положений правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Туруханский район, регламентирующих предоставление в 2014 году субсидий (являющихся предметом данного контрольного мероприятия) на возмещение убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса.
В правовых актах выявлены коррупциогенные признаки:
12.1. Отсутствие полномочий у органов местного самоуправления Туруханского района - Постановлением от 29.03.2011 № 2-п Конституционный Суд РФ определил уровень бюджетной системы РФ, ответственный за возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов – субъекты РФ.
12.2. Передача Туруханским районным Советом депутатов полномочий по установлению нормативно-правовыми актами критериев отбора организаций, имеющих право на получение субсидий, размеров субсидий, порядков предоставления и возврата субсидий, перечисленных в данной информации, непосредственно исполнительному органу местного самоуправления (администрации Туруханского района), который будет в последствии будет заниматься его реализацией, способствуют созданию условий, «удобных» в первую очередь для данного органа.
Согласно информации, размещенной ОАО «Туруханскэнерго» в информационной сети Интернет на сайте «АЗИПИ - Ассоциации защиты информационных прав инвесторов»[9], в 2014 году в список аффилированных лиц[10] ОАО «Туруханскэнерго» в составе членов Совета директоров, входили: заместитель руководителя администрации Туруханского района – руководитель Финансового управления, временно исполняющий обязанности руководителя администрации Туруханского района (с 24.11.2014).
Муниципальное образование Туруханский район Красноярского края в лице Администрации Туруханского района имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции.
12.3. Порядки предоставления субсидий на компенсацию убытков прошлых лет организациям жилищно-коммунального комплекса, разработанные и утвержденные администраций Туруханского района не содержат методики определения (алгоритма или формулы расчета) сумм субсидий.
Отсутствие четко определенной административной процедуры (нормы и (или) методики определения (алгоритма или формулы расчета) сумм субсидий) в нормативно-правовых актах по установлению критериев отбора организаций, имеющих право на получение вышеперечисленных субсидий, размеров субсидий, порядков предоставления субсидий, разработанных и утвержденных администрацией Туруханского района, создает возможность для произвольной трактовки нерегулируемой сферы со стороны должностных лиц и совершения ими действий по собственному усмотрению.
12.4. Уполномоченным органом - Управлением ЖКХ проводились финансовые операции, в части заключения соглашений на предоставление сумм субсидий и их перечисление на банковские счета юридических лиц, определенных Уполномоченным органом в качестве получателей субсидий, с очевидными даже не для специалиста нарушениями действующего законодательства, т.е. для недопущения которых не требовалось специальных знаний в области права или финансов.
В связи с выявленными в ходе проведения контрольного мероприятия, коррупционными признаками, которые могут быть причиной возможного коррупционного правонарушения, председателем Контрольно-ревизионной комиссией Туруханского района принято решение направить информацию в Прокуратуру Туруханского района.
На акт по результатам контрольного мероприятия от 06.08.2015, Управлением ЖКХ предоставлены замечания и пояснения от 14.08.2015 г., с приложением Служебной записки от 11.04.2014 № 321 руководителя Управления ЖКХ к руководителю администрации Туруханского района.
Замечания и пояснения Управления ЖКХ от 14.08.2015 с приложением (Служебной запиской Управления ЖКХ от 11.04.2014 № 321) являются неотъемлемой частью акта.
По результатам контрольного мероприятия в адрес Управления ЖКХ направлено Предписание Контрольно-ревизионной комиссии Туруханского района от 18.08.2015 № 2 о возврате в бюджет муниципального образования Туруханский район:
- Субсидии на компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз твердых бытовых отходов» и по услуге «Вывоз жидких бытовых отходов» за 2012 год в 2014 году в сумме 21 576 400,00 руб., юридическим лицом ОАО «Туруханскэнерго»;
- Субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием электроснабжения в объемах, ниже учтенных при государственном регулировании тарифов в сумме 8 573 770,00 руб., юридическим лицом ООО «МЭК»;
- Субсидии на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникающих вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год в сумме 6 055 680,00 руб., юридическим лицом ООО «МЭК» .
Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Прокуратуру Туруханского района, в Туруханский районный Совет депутатов, в администрацию Туруханского района.
[1] «Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
[2] Постановлением от 29.03.2011 № 2-п Конституционный Суд РФ определил уровень бюджетной системы РФ, ответственный за возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов – субъекты РФ. Компенсация недополученных (выпадающих) доходов осуществляется через предоставление местным бюджетам из регионального межбюджетных трансфертов в форме субсидий на компенсацию (возмещение) расходов организаций, оказывающих услуги по электро-, тепло-, водоснабжению населения, водоотведению в муниципальных образованиях. При этом размеры, условия предоставления и расходования таких межбюджетных трансфертов определяется в соответствии с утвержденными методиками.
[3] Решение Туруханского районного Совета депутатов от 23.12.2013 № 26-374 «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».
[4] Решение Туруханского районного Совета депутатов от 19.12.2014 № 34-509 «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета депутатов от 23.12.2013 № 26-374 «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов»».
[5] Постановление администрации Туруханского района от 07.04.2014 № 428-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства на компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз твердых бытовых отходов» за 2012 год».
[6] Постановление администрации Туруханского района от 07.04.2014 № 427-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства на компенсацию (возмещение) убытков по услуге «Вывоз жидких бытовых отходов» за 2012 год».
[7] Постановление от 03.07.2014 № 833-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг электроснабжения в объемах, ниже учтенных при регулировании тарифов за 2011 год в 2014 году».
[8] Постановление от 04.04.2014 № 425-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства на финансирование затрат теплоснабжающих и энергосбытовых организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию тепловой и электрической энергии, возникающих вследствие разницы между фактической стоимостью топлива и стоимостью топлива, учтенной в тарифах на тепловую и электрическую энергию на 2013 год»
[10] Согласно ст.4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - «аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность».