АДМИНИСТРАЦИЯ ТУРУХАНСКОГО РАЙОНА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21.12.2023 |
с. Туруханск |
№ 1032 -п |
Об утверждении Перечня нормативных правовых актов, или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля на территории Туруханского района
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», Методическими рекомендациями по составлению перечня правовых актов и отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оцениваются при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного государственного контроля (надзора) (вместе с типовой формой перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю), утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016 №6, руководствуясь ст. ст. 47, 48, 49, 57 Устава Туруханского района ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля на территории Туруханского района, согласно приложению 1.
2. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства по муниципальному земельному контролю на территории Туруханского района, согласно приложению 2.
3. Постановление администрации Туруханского района от 25.03.2019 № 286-п «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов, или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Туруханский район», признать утратившим силу.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в общественно-политической газете Туруханского района «Маяк Севера» и размещению на официальном сайте Туруханского района в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Туруханского района О.С. Вершинину.
6. Постановление вступает в силу после официального опубликования в общественно-политической газете Туруханского района «Маяк Севера».
Исполняющий обязанности
Главы Туруханского района Е.Г. Кожевников
Приложение 1
к постановлению администрации
Туруханского района
от 21.12.2023 № 1032 -п
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля на территории Туруханского района
- Федеральные законы
№ п/п |
Наименование и реквизиты акта |
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие земельные участки |
пункт 2 статьи 7,пункт 1 статьи 25, |
|
2 |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности |
пункты 2, 4, 5, 8 статьи 27, статья 35 пункты 1, 2 статьи 39.1, пункт 7 статьи 39.11, |
|
3 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков; объекты, в отношении которых устанавливаются обязательные требования – земельные участки |
части 2 – 6 статьи 13 |
|
4 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, использующие земельные участки |
пункт 1 статьи 8, пункты 1, 2 статьи 8.1, пункты 1-3 статьи 222 |
|
5 |
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
граждане, использующие земельные участки, предназначенные для садоводства или огородничества |
статья 1, пункт 1 часть 6 статьи 11, статьи 24, 25 |
6 |
Федеральный закон от 07.07.2003 |
Граждане, использующие земельные участки, предназначенные для личного подсобного хозяйства |
пункт 1 статьи 2, пункты 2, 3 статьи 4, статья 10 |
7 |
Федеральный закон от 07.07.2003 |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности |
пункты 4, 5 статьи 4 |
8 |
Федеральный закон от 24.07.2002 |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, оборот которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и находящихся в государственной или муниципальной собственности Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
статьи 4, статья 5, пункт 1 статьи 6, статья 9 |
9 |
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков |
пункты 6.1, 7 статьи 12 |
10 |
Федеральный закон от 25.10.2001 |
Юридические лица, использующие земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования |
пункт 2 статьи 3 |
11 |
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
пункты 17, 19 статьи 51 |
12 |
Федеральный закон от 21.12.2001 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
пункт 3 статьи 28 |
13 |
Федеральный закон |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 10, часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 12 |
14 |
Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
статьи 7.1,7.10, 7.34, 8.6, 8.7, 8.8, 8.12, 10.9,11.22 |
- Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжении Правительства Российской Федерации
№ п/п |
Наименование документа (обозначение) |
Сведения об утверждении |
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
|
2 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
|
3 |
Правила подготовки органами муниципального контроля (надзора) и органами муниципального контроля (надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
4 |
Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации |
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 №2019 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
5 |
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков |
Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
№ п/п |
Наименование документа (обозначение) |
Сведения об утверждении |
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Порядок осуществления муниципального земельного контроля |
Постановление Правительства Красноярского края от 01.03.2016 № 86-п |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
- Иные нормативные документы, обязательность соблюдения которых установлена законодательством Российской Федерации
№ п/п |
Наименование документа (обозначение) |
Сведения об утверждении |
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Положение о муниципальном земельном контроле на территории Туруханского района |
Решение Туруханского районного Совета депутатов от 26.11.2021 №9-129
|
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
2 |
Порядок оформления и содержания профилактических заданий на проведение профилактических визитов, обследований и оформления результатов таких профилактических визитов, обследований земельных участков при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Туруханский район |
Постановление администрации Туруханского района от 16.12.2022 № 1161-п |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков и граждане, использующие земельные участки |
В полном объеме |
Приложение 2
к постановлению администрации
Туруханского района
- Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства по муниципальному земельному контролю на территории Туруханского района
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В свою очередь, земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
С целью соблюдения действующего законодательства РФ в сфере земельных отношений юридическим и физическим лицам необходимо знать следующее:
- обязанности правообладателей земельных участков;
- основания возникновения прав на землю;
- обязанности по переоформлению прав на земельные участки;
- принцип платности использования земельных участков;
- соответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию;
- ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель.
- Обязанности правообладателей земельных участков
Согласно статье 42 Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- не препятствовать организации – собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф;
- в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
- Возникновение прав на земельный участок
В соответствии с частью 1 статьи 25 Кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам, порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 Кодекса;
3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
- Обязанность по переоформлению прав на земельный участок
Юридические лица, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные); казенные предприятия; центры исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию в соответствии с правилами, установленными Кодексом. Юридические лица должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность.
Переоформление права на земельный участок включает в себя:
- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве, предусмотренном Кодексом, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования;
- принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
- Платность использования земли
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются федеральными законами, постановлениями Правительства Красноярского края, нормативными правовыми актами администрации Туруханского района, договорами аренды земельных участков
- Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
В соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством утверждены Правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
С целью соблюдения требований земельного законодательства лицу, заинтересованному в изменении вида разрешенного использования земельного участка, необходимо обращаться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
- Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
Главой XIII Кодекса установлено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный им вред.
Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками, либо, в случае самовольного занятия земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, подлежат оформлению в собственность или в аренду лицом, занявшим соответствующий земельный участок.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения обязательных требований, получить квалифицированную консультацию возможно посредством личного обращения в орган, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля в Управлении по земельным, имущественным отношениям, архитектуре и градостроительству администрации Туруханского района: 663230, Россия, Красноярский край, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов 18; тел. 8 (39190) 45-239.