РЕГЛАМЕНТ
ТУРУХАНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Регламент Туруханского районного Совета депутатов
Регламент Туруханского районного Совета депутатов (далее - Регламент) устанавливает принципы и организацию деятельности Туруханского районного Совета депутатов (далее - Совет депутатов): определяет устройство и органы Совета депутатов, устанавливает порядок проведения заседаний Совета депутатов, принятия решений, формы работы депутатов, регулирует правотворческую деятельность Совета депутатов.
Статья 2. Принципы деятельности Совета депутатов
Деятельность Совета депутатов основывается на принципах законности, гласности, коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, ответственности и подотчетности перед Советом депутатов создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, учета общественного мнения населения Туруханского района.
Статья 3. Полномочия Совета депутатов
1. Совет депутатов осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Красноярского края, Уставом Туруханского района, решениями Совета депутатов.
2. Полномочия вновь избранного состава Совета депутатов возникают в день открытия его первой сессии и прекращаются в день открытия первой сессии Совета депутатов нового созыва.
Статья 4. Осуществление полномочий Совета депутатов
1. Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях. Одно или несколько заседаний, посвященных обсуждению единой повестки дня, составляют сессию.
2. Депутаты, заседающие без соблюдения предусмотренных Регламентом условий, не образуют Совет депутатов и не могут принимать никаких решений от его имени.
3. В период между сессиями депутаты Совета депутатов работают в его постоянных и временных комиссиях и в своих избирательных округах, используя предусмотренные законодательством Российской Федерации, законами Красноярского края, Уставом Туруханского района и Регламентом формы индивидуальной и коллективной депутатской деятельности.
Статья 5. Организация работы Совета депутатов
Порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Совета депутатов определяются Уставом Туруханского района и Регламентом.
Глава 2. УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
Статья 6. Председатель районного Совета депутатов
1. Организацию деятельности районного Совета в соответствии с Уставом Туруханского района осуществляет председатель Туруханского районного Совета депутатов, избираемый этим органом из своего состава на срок полномочий районного Совета.
2. Председатель районного Совета избирается из числа его депутатов открытым голосованием простым большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета.
3. Кандидатуры на должность председателя районного Совета предлагаются депутатами путем открытого выдвижения, при этом каждый депутат вносит одну кандидатуру. Депутат вправе выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
4. По итогам открытого выдвижения уполномоченный депутат подготавливает список кандидатов на должность председателя районного Совета, составленный в алфавитном порядке, и оглашает его.
После оглашения председательствующим на заседании списка кандидатов, выдвинутых на должность председателя районного Совета, кандидаты вправе заявить о самоотводе в устной или письменной форме.
5. До голосования по всем кандидатам, выдвинутым на должность председателя районного Совета и включенным в список для голосования, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании районного Совета.
6. В случае если на должность председателя районного Совета были выдвинуты один или два кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, процедура избрания повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
В случае если на должность председателя районного Совета выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого числа голосов, проводится повторное голосование (второй тур) по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если во втором туре голосования председатель представительного органа не избран, то процедура избрания повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
В случаях повторного выдвижения кандидатов на должность председателя районного Совета председательствующий перед началом процедуры выдвижения кандидатов объявляет перерыв и организует работу депутатов для проведения консультаций.
7. Избранным на должность председателя районного Совета, в том числе по итогам второго тура голосования, считается тот кандидат, который получил большинство голосов от установленной численности депутатов Туруханского районного Совета депутатов.
8. Итоги голосования оформляются решением районного Совета депутатов.
9. Председатель районного Совета досрочно прекращает свои полномочия в случаях:
1) добровольного сложения полномочий;
2) отзыва этих полномочий районным Советом тайным голосованием на основании предложения не менее 1/3 от установленной численности депутатов районного Совета;
3) досрочного прекращения полномочий депутата районного Совета по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
10. Вопрос об освобождении от занимаемой должности председателя районного Совета включается без обсуждения и голосования в повестку дня заседания, которое должно состояться не позднее месяца после поступления письменного заявления о добровольном сложении полномочий председателя районного Совета или предложения об отзыве полномочий, а в случае выбытия из состава районного Совета - одновременно с рассмотрением вопроса о досрочном прекращении его депутатских полномочий.
11. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности председателю районного Совета предоставляется слово для выступления.
12. Решение об освобождении от занимаемой должности председателя районного Совета принимается простым большинством от установленной численности депутатов районного Совета.
13. Председатель районного Совета депутатов:
1) представляет районный Совет депутатов в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями;
2) совместно с председателями постоянных комиссий районного Совета депутатов формирует проекты повесток очередных сессий;
3) осуществляет общее руководство подготовкой сессий Совета депутатов;
4) председательствует на сессиях Совета депутатов в соответствии с правилами, установленными Регламентом Совета депутатов;
5) составляет план нормотворческой деятельности и работы районного Совета депутатов;
6) направляет Главе района для подписания и опубликования решения, принятые районным Советом;
7) руководит работой аппарата районного Совета, назначает и освобождает от должности работников аппарата районного Совета;
8) оказывает содействие депутатам районного Совета в осуществлении ими своих полномочий;
9) ведает внутренним распорядком Совета депутатов;
10) открывает и закрывает в соответствии с законодательством Российской Федерации расчетные и текущие счета Совета депутатов и является распорядителем по этим счетам;
11) от имени районного Совета депутатов подписывает исковые заявления и иные процессуальные документы, направляемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в случаях, предусмотренных законодательством, выдает доверенности на представление интересов Совета депутатов;
12) от имени Совета депутатов заключает договоры и соглашения, регулирующие взаимоотношения Совета депутатов с органами государственной власти, органами местного самоуправления района и других муниципальных образований, гражданами и организациями независимо от форм собственности, без доверенности действует от имени Совета депутатов;
13) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе районного Совета депутатов;
14) координирует деятельность постоянных и временных комиссий районного Совета депутатов, депутатских групп;
15) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством, Уставом района, настоящим Регламентом, а также правовыми актами районного Совета.
14. По вопросам организации деятельности районного Совета председатель районного Совета издает постановления и распоряжения.
Статья 7. Заместитель председателя Совета депутатов
1. Заместитель председателя Совета депутатов выполняет по поручению председателя его отдельные полномочия, а в случае отсутствия председателя или временной невозможности выполнения им своих обязанностей замещает председателя Совета депутатов.
2. Заместитель председателя Совета депутатов избирается открытым голосованием из числа депутатов простым большинством от установленной численности депутатов. Вопросы, отнесенные к ведению заместителя председателя Совета депутатов, устанавливаются правовым актом председателя Совета депутатов.
2.1. Кандидатуры на должность заместителя председателя районного Совета (далее – заместителя председателя Совета) предлагаются депутатами путем открытого выдвижения, при этом каждый депутат вносит одну кандидатуру. Депутат вправе выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
По итогам открытого выдвижения уполномоченный депутат подготавливает список кандидатов на должность заместителя председателя Совета, составленный в алфавитном порядке, и оглашает его.
После оглашения председательствующим на заседании списка кандидатов, выдвинутых на должность заместителя председателя Совета, кандидаты вправе заявить о самоотводе в устной или письменной форме.
До голосования по всем кандидатам, выдвинутым на должность заместителя председателя Совета и включенным в список для голосования, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании районного Совета.
2.2. В случае если на должность заместителя председателя районного Совета были выдвинуты один или два кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, процедура избрания повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
В случае если на должность заместителя председателя Совета выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого числа голосов, проводится повторное голосование (второй тур) по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если во втором туре голосования заместитель председателя Совета не избран, то процедура избрания повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
В случаях повторного выдвижения кандидатов на должность заместителя председателя Совета председательствующий перед началом процедуры выдвижения кандидатов объявляет перерыв и организует работу депутатов для проведения консультаций.
2.3. Избранным на должность заместителя председателя Совета, в том числе по итогам второго тура голосования, считается тот кандидат, который получил большинство голосов от установленной численности депутатов Туруханского районного Совета депутатов. Итоги голосования оформляются решением районного Совета депутатов.
3. Заместитель председателя Совета депутатов досрочно освобождается от своей должности, замещаемой на постоянной основе, в результате:
1) утраты статуса депутата, в соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2) добровольного сложения полномочий;
3) выраженного Советом депутатов недоверия (отзыва).
4. В случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящей статьи, решение принимается Советом депутатов открытым голосованием простым большинством от общего установленного числа депутатов Совета депутатов.
5. Заместитель председателя Совета депутатов досрочно освобождается от своей должности в результате выраженного Советом депутатов недоверия (далее - отзыва) путем тайного голосования.
6. Вопрос о выражении недоверия вносится на рассмотрение Совета депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов от общего установленного числа Совета депутатов не позднее, чем за 14 дней до даты очередного заседания Совета депутатов.
7. Инициаторы отзыва заместителя председателя Совета депутатов направляют в Совет депутатов письменное обращение о выражении недоверия с обоснованной мотивировкой отзыва заместителя председателя Совета депутатов и предложение о внесении вопроса в повестку дня очередного заседания Совета депутатов.
8. Данный вопрос включается без обсуждения и голосования в повестку дня сессии, ближайшей после поступления соответствующего предложения.
9. При рассмотрении и принятии Советом депутатов решения о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Совета депутатов в результате выраженного недоверия должны быть обеспечены:
1) заблаговременное уведомление его о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов;
2) предоставление ему возможности дать депутатам районного Совета объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для выражения недоверия.
10. В бюллетень для тайного голосования включаются альтернативные варианты голосования: «Выражаю доверие», «Выражаю недоверие».
Текст бюллетеней для тайного голосования утверждает Совет депутатов по правилам, предусмотренным для принятия решений по процедурным вопросам.
11. Первое слово по вопросу доверия (недоверия) предоставляется одному из группы депутатов, вышедшей с инициативой о выражении доверия (недоверия) заместителю председателя Совета.
Затем слово предоставляется председателю районного Совета депутатов.
Последним, в случае его присутствия, выступает заместитель председателя Совета депутатов, в отношении которого проводится процедура голосования. В своем выступлении он также отвечает на заданные вопросы.
12. Перед голосованием проводится избрание счетной комиссии, в которую не может входить заместитель председателя Совета, в отношении которого проводится процедура голосования, а также депутаты, выдвинувшие предложение о недоверии заместителю председателя Совета депутатов.
13. Председатель счетной комиссии оглашает результаты голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Совета.
Статья 8. Постоянные комиссии Совета депутатов
1. Совет депутатов образует из числа депутатов постоянные комиссии, занимающиеся предварительной подготовкой определенного круга вопросов, которые находятся в ведении Совета депутатов. Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета депутатов.
Количество членов комиссии не может быть менее трех и более десяти.
2. Перечень постоянных комиссий утверждается решением Совета депутатов, как правило, на первой сессии вновь избранного Совета депутатов на срок его полномочий. В случае необходимости на заседаниях Совета депутатов могут образовываться новые комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.
3. Депутат не может быть одновременно членом более трёх постоянных комиссий.
4. Постоянные комиссии Совета депутатов:
1) разрабатывают и предварительно рассматривают проекты решений и другие акты Совета депутатов;
2) осуществляют подготовку заключений по проектам решений, внесенных на рассмотрение Совета депутатов;
3) принимают решение о готовности проекта решения Совета депутатов к рассмотрению Советом и передают проект решения председателю Совета для включения в повестку дня сессии Совета депутатов;
4) участвуют в подготовке и проведении публичных слушаний по проектам решений Совета депутатов;
5) осуществляют в соответствии с профилем своей деятельности контроль за исполнением законов Российской Федерации и Красноярского края, Устава Туруханского района, решений Совета депутатов, а также контроль за исполнением бюджета района и за соблюдением порядка распоряжения муниципальной собственностью;
6) готовят по поручению Совета или по собственной инициативе вопросы, отнесенные к ведению комиссии;
7) решают вопросы организации своей деятельности.
5. В состав постоянной комиссии не может входить председатель Совета депутатов.
Статья 9. Временные комиссии Совета депутатов
1. Совет депутатов может для организации своей работы на заседаниях или для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к его ведению, а также для содействия контрольной деятельности Совета депутатов образовывать из числа депутатов временные комиссии, в том числе комиссии депутатского расследования, в качестве временных органов Совета депутатов.
2. Задачи, объем полномочий, и срок деятельности временной комиссии определяются Советом депутатов при образовании данной временной комиссии. В случае необходимости по решению Совета депутатов срок деятельности временной комиссии может быть продлен.
Статья 10. Комиссии депутатского расследования
1. По предложению, внесенному группой депутатов в количестве не менее трети от общего установленного для Совета депутатов числа, Совет депутатов вправе создать комиссию депутатского расследования.
2. Депутаты, выдвинувшие предложение о создании комиссии депутатского расследования, могут войти в состав данной комиссии в количестве, не превышающем 1/3 всего состава комиссии.
3. Срок полномочий комиссии депутатского расследования не может превышать двух месяцев. В течение этого срока комиссия должна подготовить и представить в Совет депутатов заключение или доклад. С момента представления заключения или доклада деятельность комиссии депутатского расследования прекращается.
Статья 11. Организация деятельности комиссий
1. Состав постоянных и временных комиссий утверждается решением Совета депутатов.
2. Председатель комиссии, его заместитель избираются на заседании комиссии большинством голосов членов комиссии. Решение об освобождении от должности председателя, заместителя председателя комиссии принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании комиссии.
В случае трёхкратного отсутствия депутата на заседании комиссии без уважительных причин, комиссия вправе принять решение об обращении к районному Совету депутатов о выводе его из состава комиссии.
3. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Председатель комиссии созывает заседание, как по своей инициативе, так и по требованию не менее 3 депутатов, входящих в состав комиссии, или председателя Совета депутатов.
4. О созыве заседания комиссии председатель комиссии уведомляет не менее чем за 2 дня членов комиссии, председателя Совета депутатов, а также инициаторов проекта решения, подлежащего рассмотрению.
Вместе с уведомлением о созыве комиссии депутатам направляется повестка заседания и проекты решений по вопросам, подлежащим рассмотрению.
5. В заседании комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в состав комиссии.
6. На заседаниях комиссии вправе присутствовать Глава района, инициаторы проекта решения, подлежащего рассмотрению, а также с согласия председателя комиссии или по решению комиссии представители заинтересованных органов и общественных объединений.
7. Комиссии вправе через председателя комиссии запрашивать информацию, материалы и документы, необходимые для их деятельности у Главы района, любого органа и должностного лица местного самоуправления. Указанные органы и должностные лица обязаны предоставлять комиссиям запрашиваемую информацию, материалы и документы.
8. Комиссии вправе проводить совместные заседания. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по проектам решений, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комиссий, комиссии могут проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.
Председательствующий на совместном заседании комиссий определяется непосредственно на самом заседании.
9. Решение на заседании комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Глава 3. СЕССИИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
Статья 12. Первая, вторая сессии Совета депутатов нового созыва
1. Первая сессия вновь избранного состава Совета депутатов созывается Главой района, избранного депутатами предыдущего созыва, в течение 30 дней со дня регистрации 2/3 состава депутатов избирательной комиссией.
2. Повестка дня первой сессии может включать только вопросы, связанные с избранием председателя Совета депутатов, заместителя председателя Совета депутатов, формированием постоянных и временных комиссий Совета депутатов, решением иных организационных вопросов.
3. Первая сессия открывается и ведется старейшим по возрасту из участвующих в заседании депутатов.
Статья 13. Очередная сессия Совета депутатов
1. Очередная сессия Совета депутатов созывается председателем Совета депутатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Постановление председателя Совета депутатов о созыве очередной сессии с указанием даты и места проведения, вопросов, выносимых на рассмотрение Совета депутатов, принимается не менее чем за 15 дней до проведения сессии.
2. В уполномоченное печатное средство массовой информации для официального опубликования направляется копия постановления председателя Совета депутатов о созыве очередной сессии.
3. Продолжительность сессии определяется Советом депутатов. В течение сессии Совет депутатов проводит одно или несколько заседаний.
Статья 14. Внеочередная сессия Совета депутатов
1. Внеочередная сессия Совета депутатов созывается председателем Совета по собственной инициативе, по требованию не менее 10% жителей района, Главы Туруханского района, не менее 1/3 депутатов от правомочного состава Совета депутатов в двухнедельный срок со дня получения требования.
2. Необходимость созыва внеочередной сессии Совета депутатов указывается в требовании, содержащем повестку дня и обоснование созыва сессии по каждому выносимому вопросу. Требование представляется председателю Совета депутатов в письменном виде одновременно с проектами вносимых на ее рассмотрение решений.
3. Копия постановления председателя Совета депутатов о созыве внеочередной сессии Совета депутатов, проекты решений по выносимым на рассмотрение внеочередной сессии вопросам направляются депутатам, Главе района и иным заинтересованным лицам не позднее, чем за 5 дней до ее открытия.
4. На внеочередной сессии подлежат рассмотрению только те вопросы, для решения которых она созывалась. После рассмотрения вопросов, указанных в повестке дня, внеочередная сессия подлежит закрытию.
Статья 15. Заседания Совета депутатов
1. Совет депутатов на своих заседаниях решает вопросы, отнесенные к его ведению Уставом Туруханского района, действующим федеральным и краевым законодательством.
2. Правомочность заседания для его открытия подтверждается данными регистрации.
Депутат не вправе требовать отмены своей регистрации.
3. Присутствующий на заседании депутат Совета депутатов не вправе отказаться от участия в голосовании.
4. Заседание Совета депутатов открывает и ведет председатель Совета депутатов, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета депутатов.
5. Депутату, отказавшемуся от участия в работе сессии, не оплачиваются командировочные расходы.
Статья 16. Присутствие на заседаниях Совета депутатов
1. Заседания Совета депутатов носят, как правило, открытый характер. Любому жителю Туруханского района, обладающему избирательным правом, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом открытого заседания Совета депутатов.
2. По решению председателя Совета депутатов либо непосредственно Совета депутатов на заседания могут быть приглашены должностные лица органов местного самоуправления, а также представители организаций, учреждений, общественных объединений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым проектам решений и иным вопросам.
3. Глава района, его заместители, работники прокуратуры вправе присутствовать на всех заседаниях Совета депутатов.
4. На открытых заседаниях Совета депутатов вправе присутствовать аккредитованные представители средств массовой информации с правом ведения аудио-, видеозаписи, фотографирования.
5. Отдельные вопросы повестки дня обсуждаются в закрытом режиме, в случаях ограничения доступа к обсуждаемой информации в соответствии с федеральным законодательством.
6. Обсуждение, решение и предоставление информации по вопросам, включающим информацию ограниченного доступа, проводится с учетом положений федерального законодательства о сведениях, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
7. Депутаты, другие лица, присутствующие на закрытом заседании, вправе использовать полученную информацию только в соответствии с ограничениями, установленными законодательством, а также решениями Совета депутатов для каждого вида информации.
8. Решение о проведении закрытого заседания принимается на открытом заседании Совета депутатов по предложению не менее 1/3 депутатов от их общего установленного числа, Главы района, председателя районного Совета. На закрытом заседании вправе присутствовать Глава района, прокурор района. По решению Совета депутатов на закрытом заседании вправе присутствовать и другие лица.
9. Во время проведения закрытого заседания Совета депутатов запрещается ведение аудио- и видеозаписи в зале заседаний (кроме протокольной аудиозаписи, производимой уполномоченными на то сотрудниками аппарата Совета депутатов).
10. Закрытое заседание не может быть проведено для рассмотрения и принятия решения по следующим вопросам:
принятие и изменение Устава Туруханского района;
назначение местного референдума;
избрание Главы Туруханского района;
обсуждение правотворческой инициативы граждан;
утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
установление порядка и условий приватизации муниципальной собственности;
установление местных налогов и льгот по их уплате.
Статья 17. Председательствующий на заседании Совета депутатов
1. Председательствующим на заседании Совета депутатов является председатель Совета депутатов или его заместитель.
2. Председательствующий на заседании должен обеспечить беспрепятственное выражение мнений депутатов и других имеющих право на выступление лиц, а также поддержание порядка в зале заседаний.
3. Председательствующий на заседании должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса, по которому он является докладчиком (содокладчиком).
4. Председательствующий имеет право:
1) лишить выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, использует оскорбительные выражения;
2) обращаться за справками к депутатам, должностным лицам администрации района, работникам аппарата районного Совета депутатов;
3) приостанавливать дебаты, не относящиеся к обсуждаемому вопросу и не предусмотренные режимом работы сессии;
4) призвать депутата к порядку, временно лишить слова в соответствии с настоящим Регламентом;
5) прервать заседание в случае возникновения в зале чрезвычайных обстоятельств, а также грубого нарушения порядка ведения заседаний.
5. Председательствующий обязан:
1) соблюдать Регламент и придерживаться повестки дня;
2) обеспечивать соблюдение прав депутатов на заседании;
3) обеспечивать порядок в зале заседаний;
4) осуществлять контроль за соблюдением времени выступлений, своевременно напоминать выступающему об истечении установленного времени;
5) ставить на голосование все поступившие предложения;
6) сообщать результаты голосования;
7) предоставлять слово депутатам вне очереди по мотивам голосования или по порядку ведения заседания;
8) проявлять уважительное отношение к участникам заседания, воздерживаться от персональных оценок выступлений участников заседания.
Статья 18. Права депутата Совета депутатов на заседании
1. В порядке, установленном Регламентом, депутат Совета на его заседаниях вправе:
1) избирать и быть избранным в органы Совета депутатов, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, заявлять отвод кандидатам;
2) вносить предложения по повестке дня, порядку ведения заседания;
3) вносить поправки к проектам документов;
4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
5) требовать постановки своих предложений на голосование;
6) требовать повторного голосования в случаях установленного нарушения правил;
7) вносить депутатский запрос;
8) вносить предложения о заслушивании на заседании Совета депутатов отчета или информации любого органа либо должностного лица местного самоуправления в соответствии с Уставом Туруханского района;
9) вносить предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Совета депутатов;
10) ставить вопрос о необходимости разработки нового правового акта Совета депутатов, вносить предложения по изменению действующих правовых актов;
11) оглашать обращения, имеющие общественное значение;
12) ознакомиться с протоколом сессии;
13) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством, Уставом Туруханского района и Регламентом.
2. Депутат Совета депутатов обязан:
1) соблюдать Регламент, повестку дня и требования председательствующего на заседании;
2) выступать только с разрешения председательствующего на заседании;
3) не допускать оскорбительных выражений;
4) регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания.
Статья 19. Повестка дня сессии
1. Проект повестки дня сессии формируется председателем Совета депутатов совместно с председателями постоянных комиссий Совета депутатов.
2. Повестка дня сессии обсуждается и утверждается Советом депутатов простым большинством голосов от установленного числа депутатов Совета. Не включенные в предлагаемую повестку дня вопросы могут быть дополнительно включены в нее решением Совета депутатов при соблюдении инициаторами проектов решений требований к оформлению проектов и сроков их предоставления.
В исключительных случаях по решению Совета депутатов в повестку дня могут быть включены вопросы, вносимые непосредственно на заседании Совета депутатов.
3. При неутверждении повестки дня голосование о включении каждого вопроса, предлагаемого к рассмотрению на заседании в повестку дня, производится отдельно.
После утверждения каждого вопроса, предлагаемого к рассмотрению на заседании Совета депутатов, голосование по повестке дня в целом не проводится, повестка считается утвержденной.
Статья 20. Рассмотрение вопросов повестки дня сессии
1. После утверждения Советом депутатов повестки дня сессии обсуждение идет по порядку, установленному повесткой. Изменение в порядке обсуждения вопросов повестки дня сессии, производится протокольным решением Совета депутатов.
2. Продолжительность заседаний Совета депутатов:
в утреннее время - с 9 часов 00 минут до 13 часов 00 минут;
в дневное время - с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
Время заседаний может быть продлено протокольным решением Совета депутатов.
В конце каждого заседания может отводиться до 15 минут для объявлений.
3. Продолжительность выступлений на заседании Совета депутатов:
1) с докладом и содокладом - до 15 минут;
2) в прениях - до 5 минут;
3) в пункте повестки дня «Разное» - до 3 минут;
4) для выступления по кандидатурам, мотивам голосования, порядку ведения, для заявления сообщений, аргументации по поправкам - до 1 минуты.
По просьбе выступающего время выступления может быть увеличено (протокольным решением либо без голосования при отсутствии возражающих депутатов).
4. Депутат Совета депутатов вправе выступить по одному вопросу не более 2 раз. Слово для выступления предоставляется депутату председательствующим в порядке поступления устных или письменных заявлений.
5. Глава района по его просьбе заслушивается вне очереди. По решению Совета депутатов право выступить вне очереди также может быть предоставлено другому участнику заседания.
6. Председательствующий на заседаниях может взять слово для выступления в любое время. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, взяв слово, передает на время своего выступления функции председательствующего другому председательствующему. Вне данного порядка председательствующий в ходе заседания не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов и комментировать выступления.
7. Прения по рассматриваемым вопросам прекращаются после выступления последнего заявившегося для выступления депутата либо по решению Совета депутатов досрочно. Перед принятием решения о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся для выступлений и выступивших.
После принятия решения о прекращении прений председательствующий выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия Совета депутатов предоставляет им слово.
Докладчики и содокладчики имеют право на заключительное слово.
8. По требованию группы депутатов численностью не менее 1/3 от их общего установленного для Совета депутатов числа в заседании по решению Совета депутатов может быть сделан перерыв продолжительностью до 3 рабочих дней для дополнительного изучения вопроса, обсуждения его в комиссиях Совета депутатов, изучения мнения избирателей. По одному вопросу указанное право может быть использовано только единожды.
Глава 4. ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ
Статья 21. Голосование
1. На заседаниях решения принимаются, как правило, открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
2. Депутат Совета депутатов на заседаниях голосует лично и непосредственно. При голосовании по каждому вопросу депутат Совета депутатов имеет один голос и подает его за принятие решения или против принятия решения либо воздерживается от принятия решения. Депутат, зарегистрированный на заседании и не принявший участие в голосовании, считается воздержавшимся от голосования.
3. Поименное голосование может проводиться по требованию не менее 1/3 депутатов от их общего установленного числа при принятии решения в установленном Регламентом порядке. При проведении поименного голосования председательствующий на заседании после объявления голосования устанавливает и называет фамилии депутатов, проголосовавших «за», «против» и воздержавшихся от голосования.
4. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
5. Тайное голосование проводится в случаях, установленных федеральным и краевым законодательством, Уставом Туруханского района, Регламентом, а также может проводиться по требованию не менее 1/3 депутатов от их общего установленного для Совета числа депутатов при принятии решения в установленном Регламентом порядке.
Статья 22. Порядок голосования
1. Перед началом голосования председательствующий объявляет количество предложений, поставленных на голосование, уточняет формулировки, напоминает, при каких итогах голосования принимается решение.
2. Открытое голосование осуществляется поднятием руки.
Поименное голосование производится поднятием рук с оглашением фамилий депутатов, проголосовавших «за», «против» или воздержавшихся. Подсчет голосов ведется секретарем либо счетной комиссией.
Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования. Текст бюллетеней для тайного голосования утверждает Совет депутатов по правилам, установленным для принятия решений по процедурным вопросам.
3. Решения по вопросам повестки дня принимаются, если за них проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета депутатов числа, если федеральным законом, законом Красноярского края, Уставом Туруханского района или Регламентом не предусмотрено иное.
4. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов от присутствующих. К процедурным относятся вопросы:
1) о перерыве в заседании или переносе заседания;
2) об изменении очередности рассмотрения вопросов повестки дня;
3) о продолжительности этапов рассмотрения повестки дня, продолжительности времени для выступления, продолжительности времени для ответов на вопросы;
4) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
5) о приглашении на заседание лиц, указанных в статье 16 Регламента;
6) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
7) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
8) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей комиссии;
9) о проведении закрытого заседания;
10) об изменении очередности выступления;
11) о голосовании без обсуждения;
12) об отложении голосования на следующее заседание;
13) об определении или изменении способа проведения голосования;
14) о пересчете голосов.
5. Подсчет голосов при открытом голосовании проводит, как правило, председательствующий. В необходимых случаях по решению Совета депутатов для подсчета голосов может быть образована счетная комиссия из числа депутатов.
Счетная комиссия формируется в обязательном порядке при проведении тайного голосования.
6. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц, а также, чьи предложения ставятся на голосование. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
При проведении тайного голосования счетная комиссия контролирует изготовление бюллетеней, выдает их депутатам. О результатах тайного голосования комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами комиссии.
Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов счетной комиссии.
7. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято (положительное или отрицательное).
8. Рейтинговое голосование - голосование, проводимое в целях выявления степени поддержки каждого из вынесенных на голосование проектов решений (кандидатур).
При рейтинговом голосовании число голосов против каждого из поступивших предложений не выясняется. После проведения рейтингового голосования отдельно ставится на голосование вопрос о дальнейшей процедуре рассмотрения внесенных предложений.
9. Повторное голосование по рассматриваемому вопросу проводится, если выявлены явные ошибки в порядке и технике проведения голосования.
Статья 23. Порядок голосования по избранию Главы Туруханского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией
1. Глава Туруханского района (далее – Глава района) избирается на правомочном заседании районного Совета открытым голосованием, большинством голосов от установленной численности депутатов, из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией (далее - Комиссия).
2. На заседание сессии по избранию Главы района приглашаются отобранные Комиссией кандидаты.
3. В случае если председатель районного Совета отобран Комиссией в качестве одного из кандидатов, полномочия по ведению заседания сессии на время рассмотрения вопроса избрания Главы района передаются заместителю председателя районного Совета или одному из присутствующих депутатов по решению районного Совета.
4. Перед началом голосования депутаты изучают представленные Комиссией документы: протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний.
5. Кандидаты выступают на заседании с кратким изложением своей предвыборной программы и отвечают на вопросы, возникающие у депутатов в связи с изучением документов и материалов, представленных Комиссией.
6. После выступления кандидатов начинается обсуждение, в ходе которого депутаты вправе высказываться в поддержку того или иного кандидата.
7. Перед началом голосования утверждается список кандидатов, с указанием очередности вынесения их на голосование. Отсутствие кандидата на заседании сессии либо заявление о снятии им своей кандидатуры не является основанием для отказа включения его в список для голосования.
8. Председательствующий выносит на голосование кандидатуры в соответствии с установленной очередностью.
9. В ходе голосования в протоколе фиксируются только голоса, поданные «За» кандидатов.
10. Депутат может отдать свой голос только одному из кандидатов, вынесенных на голосование. Для обеспечения данного правила Ф.И.О. депутатов, проголосовавших за того или иного кандидата, фиксируются в протоколе.
11. Избранным на должность Главы Туруханского района считается кандидат, набравший в результате голосования большинство голосов от установленной численности депутатов.
12. Если на голосование выносилось более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого для избрания числа голосов, то на повторное голосование (второй тур) выносится две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов.
При равенстве голосов у двух и более кандидатов во второй тур выходит кандидат (кандидаты), набравший большее количество баллов по результатам конкурсных испытаний.
Избранным на должность Главы Туруханского района считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной численности депутатов.
Итоги голосования оформляются решением Туруханского районного Совета депутатов, которое подписывается председателем Совета, и вступает в силу с момента его принятия.
Решение об избрании Главы Туруханского района подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Уставом Туруханского района.
Если в результате голосования по двум кандидатурам или повторного голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания числа голосов, выборы Главы Туруханского района признаются несостоявшимися, что является основанием для объявления нового конкурса.
Глава 5. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
Статья 24. Виды актов Совета депутатов
1. Районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом района, принимает:
1) решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района;
2) решение об удалении Главы района в отставку;
3) решения по вопросам организации деятельности районного Совета депутатов;
4) решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом.
2. Совет депутатов также принимает:
1) заявления (акты, не носящие правового характера, излагающие позицию Совета депутатов по вопросам, не относящимся к организации его работы);
2) обращения (акты, содержащие предложения, рекомендации, призывы, адресуемые конкретным физическим или юридическим лицам);
3) декларации (акты торжественного характера, формулирующие общие принципы, цели).
Статья 25. Субъекты правотворческой инициативы в Совете депутатов
1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься субъектами правотворческой инициативы: депутатами районного Совета, Главой района, иными выборными органами местного самоуправления района, председателем контрольно-счетного органа района, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором Туруханского района, общественными объединениями коренных малочисленных народов Севера.
2. Проекты решений Совета депутатов об утверждении бюджета района, внесении в него изменений и отчета об его исполнении могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы района.
3. Проекты решений Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов, осуществление расходов из средств бюджета района, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы района или при наличии заключения Главы района.
Статья 26. Оформление проектов решений
1. Вносимый в Совет депутатов проект решения должен быть изложен в виде правовых предписаний.
2. В одном и том же вносимом в Совет депутатов проекте решения не должно быть предписаний, противоречивых по характеру и противоречащих действующему законодательству. Проект решения в обязательном порядке должен:
1) указывать исполнителей, сроки исполнения, источники финансирования, а также время вступления решения в силу;
2) учитывать предыдущее решение по данному вопросу и содержать предложения по отмене или изменению ранее принятых решений;
3. Проекты решений Совета депутатов представляются к рассмотрению вместе с пояснительной запиской, содержащей правовое обоснование необходимости принятия предполагаемого решения, характеристику целей и задач. При представлении проекта решения, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, должно быть приложено его финансово-экономическое обоснование.
4. В случае если внесенный в Совет депутатов проект решения не соответствует требованиям настоящей статьи, председатель Совета депутатов возвращает проект решения его инициатору.
После приведения проекта решения в соответствие с требованиями настоящей статьи проект решения может быть вновь направлен в Совет депутатов в установленном порядке.
Статья 27. Порядок и сроки внесения проектов решений в Совет депутатов
1. Официальным внесением проекта решения в Совет депутатов считается внесение проекта на имя его председателя. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Совете депутатов.
2. Проекты решений Совета депутатов, подлежащих рассмотрению, представляются его председателю не позднее, чем за 20 дней до заседания, на котором предполагается его рассмотрение.
3. Проект бюджета района на очередной финансовый год представляется Главой района не позднее 15 ноября текущего года.
Статья 28. Порядок подготовки проектов решений к рассмотрению
1. Председатель Совета депутатов по каждому проекту решения определяет ответственную постоянную комиссию и этапы подготовки проекта к рассмотрению. Если проект решения вносится постоянной комиссией Совета депутатов, то эта постоянная комиссия, как правило, выполняет функции ответственной.
2. В день принятия председателем Совета депутатов постановления о созыве очередной сессии копии постановления о созыве сессии, проекты решений направляются на заключение во все постоянные комиссии Совета и Главе района. Главе района не направляются проекты решений, внесенные им.
3. Постоянные комиссии Совета депутатов, Глава района представляют свои заключения в ответственную комиссию в 7-дневный срок.
Если указанные заключения не представлены в установленный срок, Совет депутатов вправе рассмотреть проект без таких заключений, за исключением проектов решений, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Регламента не могут быть рассмотрены без заключения Главы района.
4. Для обсуждения проектов решений Совета депутатов по вопросам местного значения с участием жителей Туруханского района могут проводиться публичные слушания в соответствии с Уставом Туруханского района.
5. Ответственная постоянная комиссия на основе материалов, представленных инициатором проекта, представленных заключений по проекту, результатов обсуждений и публичных слушаний принимает решение о готовности проекта к рассмотрению Советом депутатов, об учете заключений и предлагаемых поправок в проект и передает проект решения председателю Совета депутатов.
Статья 29. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта решения на заседании Совета депутатов
1. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта решения на заседаниях Совета депутатов:
1) доклад инициатора проекта;
2) содоклад (в случаях, предусмотренных Регламентом);
3) вопросы докладчику и содокладчику и ответы на вопросы;
4) прения по обсуждаемому вопросу;
5) заключительное слово докладчика и содокладчика;
6) выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения за основу;
7) внесение поправок к принятому за основу проекту решения;
8) выступления по мотивам голосования и голосование по принятию проекта решения в целом.
Статья 30. Подписание и официальное опубликование (обнародование) решений, принятых Советом депутатов
Председатель районного Совета депутатов подписывает решения районного Совета депутатов.
Нормативный правовой акт, принятый районным Советом депутатов, направляется Главе Туруханского района для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Глава района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый районным Советом депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в районный Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава района отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается районным Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов районного Совета, он подлежит подписанию Главой района в течение семи дней и обнародованию.
Глава 6. РАБОТА ДЕПУТАТА В СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ
Статья 31. Формы деятельности депутата
1. Формами деятельности депутата Совета депутатов могут быть:
1) участие в заседаниях;
2) участие в работе постоянных комиссий, временных комиссий Совета депутатов;
3) взаимодействие по вопросам районного значения с органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края;
4) участие в выполнении поручений Совета депутатов и его органов;
5) взаимодействие с органами местного самоуправления других муниципальных образований;
6) участие в публичных слушаниях;
7) обращение с депутатским запросом;
8) участие в депутатских объединениях;
9) работа с избирателями;
10) работа с администрацией района в составе совместных комиссий, экспертных советов.
2. Деятельность депутата Совета депутатов может осуществляться в иных формах, предусмотренных законодательством.
Статья 32. Порядок приема избирателей и работы с письмами, обращениями и заявлениями избирателей
Депутат районного Совета, проводит прием избирателей, ведет работу по их письмам, заявлениям, обращениям, а также отчитывается перед избирателями о своей деятельности не реже 1 раза в год.
Статья 33. Публичные слушания
1. Совет депутатов вправе проводить публичные слушания.
На публичных слушаниях должны обсуждаться:
1) проект устава района, а также проект решения Туруханского районного Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет об его исполнении;
3) проекты планов и программ развития района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы преобразования района;
5) другие важные вопросы районного значения.
2. Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается Советом депутатов в соответствии с установленными законом требованиями.
Статья 34. Депутатский запрос
1. Депутат, группа депутатов Совета вправе обратиться с депутатским запросом по вопросам депутатской деятельности к администрации района, ее структурным подразделениям, к организациям, независимо от форм собственности, к органам государственной власти и органам местного самоуправления сельсоветов.
2. Депутатский запрос вносится в письменной форме на соответствующем бланке депутатского обращения на заседание районного Совета, оглашается на нем и содержит требование дать письменное объяснение об определенных обстоятельствах и сообщить о мерах, которые принимаются соответствующими должностными лицами в связи с этими обстоятельствами.
3. Должностные лица, получившие депутатский запрос, обязаны дать депутату письменный ответ в течение 15 календарных дней. Депутат Совета депутатов вправе на ближайшем заседании Совета депутатов огласить содержание ответа или довести его до сведения депутатов Совета депутатов иным путем.
4. В случае если для подготовки ответа должностными лицам органов местного самоуправления необходимо провести проверки, изучить дополнительные материалы, ответ на данный депутатский запрос может быть дан в срок не более тридцати календарных дней. При этом указанные должностные лица обязаны проинформировать соответствующего депутата о причинах продления срока подготовки ответа.
Статья 35. Депутатские объединения
1. Депутаты вправе образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки и другие объединения - на основе свободного волеизъявления.
2. Депутатские объединения образуются только из числа депутатов численностью не менее трех человек. Депутат не может состоять одновременно в нескольких депутатских объединениях. Депутатские объединения регистрируются председателем Совета депутатов.
3. Для регистрации депутатского объединения председателю Совета депутатов передается список членов объединения с их подписями и декларацией о намерениях (цели, задачи объединения).
4. Депутатское объединение избирает из своего состава руководителя, представляющего интересы объединения. Внутренняя деятельность депутатского объединения организуется им самостоятельно. Деятельность депутатского объединения прекращается в случае самороспуска, а также, если число его членов становится менее пяти. Координатор депутатского объединения уведомляет председателя Совета депутатов о прекращении деятельности объединения.
Глава 7. СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА
Статья 36. Контроль за соблюдением Регламента
Контроль за соблюдением Регламента возлагается на председателя Совета депутатов. Во время заседаний Совета депутатов контроль за соблюдением Регламента возлагается на председательствующего на заседании Совета депутатов.
Статья 37. Меры воздействия на нарушителей порядка на заседании Совета депутатов
1. При нарушении участником заседания порядка на заседании Совета депутатов к нему могут применяться следующие меры воздействия:
1) призыв к порядку;
2) призыв к порядку с занесением в протокол;
3) временное лишение слова.
2. Призывать к порядку вправе только председательствующий на заседании. Участник заседания призывается к порядку, если он:
1) выступает без разрешения председательствующего;
2) допускает в своей речи оскорбительные выражения.
3. Участник заседания, который на том же заседании уже был призван к порядку, призывается к порядку с занесением в протокол.
4. Временное лишение слова на заседании производится председательствующим на заседании путем принятия протокольного решения Совета депутатов в отношении депутата, который дважды призывался к порядку.
Глава 8. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ
Статья 38. Внесение изменений в Регламент
1. Принятие Советом депутатов решения о внесении изменений в Регламент осуществляется в порядке, установленном настоящим Регламентом.
2. Проект решения о внесении изменений в Регламент Советом депутатов нового созыва может быть внесен не ранее чем через 3 месяца после его избрания, за исключением случаев, когда изменения вносятся в целях приведения Регламента в соответствие с федеральными законами, законами края и Уставом Туруханского района.