АДМИНИСТРАЦИЯ ТУРУХАНСКОГО РАЙОНА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25.04.2025 |
с. Туруханск |
№ 247 - п |
О внесении изменений в постановление администрации Туруханского района от 28.02.2023 № 129-п «Об утверждении комплексной межведомственной муниципальной программы «Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе»
В целях улучшения здоровья и качества жизни населения Туруханского района, формирования культуры общественного здоровья, ответственного отношения к здоровью, в рамках реализации регионального проекта «Укрепление общественного здоровья» (национальный проект «Демография»), руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Туруханского района от 18.07.2013 № 1067-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Туруханского района, их формирования и реализации», руководствуясь статьями 47, 48 Устава Туруханского района Красноярского края, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в постановление администрации Туруханского района от 28.02.2023 № 129-п «Об утверждении комплексной межведомственной муниципальной программы «Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе» следующее изменение:
1.1. Комплексную межведомственную муниципальную программу «Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе» изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в общественно-политической газете Туруханского района «Маяк Севера» и разместить на официальном сайте Туруханского района в сети Интернет.
3. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования в общественно-политической газете Туруханского района «Маяк Севера».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Туруханского района М.С. Жосан.
Глава Туруханского района О.И. Шереметьев
Приложение
к постановлению администрации
Туруханского района
от 25.04.2025 № 247 - п
Приложение
к постановлению администрации
Туруханского района
от 28.02.2023 № 129 -п
Комплексная межведомственная муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе»
- Паспорт
комплексной межведомственной муниципальной программы
1 |
Наименование комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
«Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе»
|
2 |
Основания для разработки комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ; Устав Туруханского района; реализация федерального и регионального проектов «Укрепление общественного здоровья» |
3 |
Ответственный исполнитель комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
Администрация Туруханского района; |
4 |
Соисполнители комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
Управление образования администрации Туруханского района; Управление культуры и молодежной политики администрации Туруханского района; Управление ЖКХ и строительства администрации Туруханского района Территориальное управление администрации Туруханского района; Отдел физической культуры и спорта администрации Туруханского района; Вороговский сельсовет; Зотинский сельсовет; КГБУЗ «Туруханская районная больница» (по согласованию); КГБУЗ «Игарская городская больница» (по согласованию). |
5 |
Перечень основных мероприятий комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
1. Сохранение и укрепление здоровья населения Туруханского района. 2. Активная жизнь в любом возрасте. 3. Формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни. 4. Развитие сельской инфраструктуры здоровьесбережения. 5. Сохранение здоровья мужчин. 6. Здоровые зубы. 7.Организация мероприятий направленных на ревакцинацию против клещевого энцефалита взрослого населения (с. Ворогово, с. Зотино) |
6 |
Цель комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
Увеличение доли граждан ведущих здоровый образ жизни, благодаря формированию окружающей среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни; мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, увеличение информированности различных социальных групп населения, особенно молодежи, по вопросам репродуктивного здоровья, снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, ответственного отношения к своему здоровью посредством информационно-коммуникационной компании, а также вовлечению граждан, работодателей в мероприятия по укреплению здоровья. |
7 |
Задачи комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
1. Создание условий для привлечения жителей района к занятиям физической культурой, увеличению двигательной и творческой активности населения района путем создания комфортной среды, в том числе содержания скверов; увеличения количества информационных и агитационных мероприятий, направленных на продвижение принципов здорового образа жизни; поддержки просветительных мероприятий по укреплению общественного здоровья. 2. Профилактика развития неинфекционных заболеваний (НИЗ), вызванных употреблением табака, алкоголя и психотропных веществ. 3. Развитие партнёрства в области применения здоровьесберегающих технологий между предприятиями и организациями, транслирование лучших практик. 4. Развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения. 5. Усиление взаимодействия с учреждениями здравоохранения района, направленное на совместное информирование граждан о факторах риска для здоровья и важности выявления заболевания на ранней стадии развития посредством прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. 6.Создание профилактической информационной системы, направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний. 7.Формирование здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, личной ответственности за свое здоровье, за сохранение своей будущей семьи. 8.Стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание детского населения, их родителей. 9.Проведение диспансеризации детского населения со стоматологическими заболеваниями, своевременное проведение санации полости рта для предупреждения осложнений. 10. Проведение ревакцинации взрослого населения (с. Ворогово, с. Зотино) с целью снижения риска заболеваемости клещевым энцефалитом–тяжёлым инфекционным природно – опосредованным заболеванием, которое вызывается вирусом из рода Flavivirus. |
8 |
Этапы и сроки реализации комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района |
2025 - 2027 годы без деления на этапы |
9 |
Перечень целевых показателей и показатель результативности комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района с расшифровкой плановых показателей по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период |
Перечень целевых показатели с указанием планируемых к достижению значений представлены в приложении к паспорту Программы |
10 |
Информация по ресурсному обеспечению комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района, в том числе в разбивке по источникам финансирования по годам реализации программы |
Мероприятия комплексной межведомственной муниципальной программы Туруханского района реализуются за счет средств иных муниципальных программ Туруханского района: «Развитие образования Туруханского района»; «Развитие культуры и туризма Туруханского района»; «Молодёжь Туруханского района»; «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Туруханском районе»; «Обеспечение комфортной среды проживания на территории населенных пунктов Туруханского района»; «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории Туруханского района».
Общий объем финансирования Программы составляет 112,312 тыс. рублей, в том числе: Отчет: 2023 год – 0,00 тыс. рублей; 2024 год – 0,00 тыс. рублей; Бюджетные ассигнования: 2025 год – 112,312 тыс. рублей. 2026 год – 0,00 тыс. рублей; 2027 год – 0,00 тыс. рублей. |
- Характеристика текущего состояния общественного здоровья в Туруханском районе
Туруханский район – один из крупнейших муниципальных районов севера Красноярского края.
Район расположен на Севере Красноярского края на широте 60º40´; северной 67º30´, восточной 92º15´, западной 82º05´.
Общая площадь района составляет 211 тыс. кв. км, что соответствует 8,9 % в общей площади Красноярского края.
Среди муниципальных образований края Туруханский район по занимаемой площади занимает третье место, уступив Таймырскому Долгано-Ненецкому и Эвенкийскому муниципальному району.
Административный центр Туруханского района – село Туруханск, расположен на правом берегу Енисея, в устье притока реки Нижняя Тунгуска.
В состав Туруханского района входят муниципальные образования:
городское поселение город Игарка;
сельские поселения:
Борский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: поселок Бор (административный центр), деревня Комса, деревня Подкаменная Тунгуска, деревня Сумароково;
Верхнеимбатский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Верхнеимбатск (административный центр), поселок Алинское;
Вороговский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пунты: село Ворогово (административный центр), поселок Индыгино, поселок Сандакчес;
Зотинский сельсовет, в состав которого входит сельский населенный пункт село Зотино (административный центр);
Туруханский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Туруханск (административный центр), деревня Селиваниха;
Светлогорский сельсовет, в состав которого входит сельский населенный пункт поселок Светлогорск.
В состав Туруханского района входят также сельские населенные пункты, находящиеся на межселенной территории района: поселок Ангутиха, село Бакланиха, поселок Бахта, село Верещагино, деревня Горошиха, деревня Канготово, поселок Келлог, деревня Костино, поселок Курейка, деревня Лебедь, поселок Мадуйка, деревня Мирное, поселок Советская Речка, деревня Старотуруханск, деревня Сургутиха, поселок Сухая Тунгуска, поселок Татарск, село Фарково, поселок Черноостровск, поселок Янов Стан.
Административным центром района является село Туруханск.
На территории района расположено 34 населенных пункта. Наиболее крупными являются г. Игарка, с. Туруханск, п. Бор.
Особенностью Туруханского района, как и других северных территорий, является наличие коренных малочисленных народов. Они представлены тремя основными национальностями: кето, эвенки и селькупы. Также на территории района проживают несколько представителей долган, ненцев и хантов.
Система образования представлена в Туруханском районе муниципальными учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей.
На территории района функционирует 19 дневных общеобразовательных школ, включая филиалы.
Сеть дошкольных образовательных учреждений на 01.09.2022 года составляла 14 учреждений, включая 8 филиалов.
Сеть дополнительного образования детей представлена 5 муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей.
Доступность культурных благ для населения района обеспечивается сетью муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, которая по состоянию на 01.01.2023 состоит из 49 учреждений, из них: клубов - 18, библиотек - 26, учреждения дополнительного образования в области культуры (далее - ДШИ, ДМШ) - 3, музеев - 2.
Важнейшим показателем социального, экономического и экологического благополучия является здоровье жителей Туруханского района.
На состояние здоровья влияет целый ряд различных факторов, таких как безопасность окружающей среды и общества, качество жилья и питания, уровня образования и доходов, и другие.
Проблема здоровья населения Туруханского района носит социально-экономический характер: во-первых, качество здоровья непосредственно влияет на производительность труда жителей; во-вторых, за счет увеличения количества неработающего населения возрастает нагрузка на трудоспособное население, что становится причиной социальной напряженности, приводит к снижению доходов и уровня жизни работающих людей.
Статистика состояния здоровья населения в Туруханском районе за последние годы свидетельствует о недостаточности только лечебных и реабилитационных мероприятий для повышения уровня здоровья, осознанием необходимости работать с первопричинами снижения уровня здоровья, необходимости усиления пропаганды здоровья и здорового образа жизни.
Причины неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения связаны со сформировавшимся образом жизни, состоянием окружающей природной и социальной среды, уровнем развития служб здравоохранения и профилактики заболеваний.
Повысить уровень здоровья, живущего и будущих поколений населения возможно через формирование муниципальной политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды, через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
Все это диктует необходимость комплексного подхода: объединения усилий различных ведомств, организаций всех форм собственности, гражданского общества, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье; построения устойчивой системы целенаправленного и согласованного их взаимодействия в целях решения проблем здоровья населения.
Настоящая Программа - это программа, направленная на формирование «образа жизни» населения Туруханского района, при котором постепенно, совместными усилиями жителей и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образовательные учреждения и рабочие места, жилье и транспорт, окружающая природная среда и социокультурное пространство станут более благоприятной средой для жизни жителей района.
Успешное проведение мероприятий Программы, пропагандирующих здоровый образ жизни, подготовку специалистов в области здорового образа жизни, в итоге приведет к улучшению медико-демографической ситуации в Туруханском районе.
Так, ведение жителями Туруханского района здорового образа жизни повлияет на снижение смертности, в том числе среди трудоспособного населения, снижению заболеваемости среди взрослых и детей, снижению вероятности преждевременного выхода на пенсию по инвалидности, предупреждение болезней и выявлению болезней на ранних стадиях. Как следствием станет снижение расходов на амбулаторное содержание и лечение больных в больницах.
Здоровый образ жизни населения в районе, высокие показатели в области здравоохранения приведут к снижению выездной миграции и увеличению рождаемости, что положительно скажется на общей демографической обстановке в районе.
Демографическая характеристика Туруханского района представлена в приложении 1 к Программе.
Комплексная межведомственная муниципальная программа Туруханского района «Укрепление общественного здоровья в Туруханском районе» (далее - Программа) разработана в связи с необходимостью достижения высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей Туруханского района (далее - район), в том числе формирования ответственного отношения жителей района к своему здоровью, создание условий для ведения здорового образа жизни, сохранение и развитие человеческого потенциала в районе.
Представленная Программа призвана способствовать более полному удовлетворению потребностей населения Туруханского района в формировании благоприятной для жизни и здоровья среды обитания (социальной, психологической, информационной, экологической), формированию культуры здоровья населения района и ответственного отношения к своему физическому и психологическому здоровью, а также предполагает консолидацию усилий органов власти, населения и общественности района в формировании благоприятной среды и здорового образа жизни жителей района.
Здоровый образ жизни - это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психоэмоциональные, культурные и физиологические потребности человека и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивающие самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трех уровнях:
- социальном: пропаганда в средствах массовой информации, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития.
Мотивация к формированию потребности в здоровье – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Охрана здоровья - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
- Приоритеты и цели Программы
Поставленные цели и задачи Программы (Приложение 2) соответствуют приоритетам социально-экономического развития Туруханского муниципального района Красноярского края.
Целью Программы является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, благодаря формированию окружающей среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни; мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью посредством информационно-коммуникационной компании, а также вовлечению граждан, некоммерческих организаций и работодателей в мероприятия по укреплению здоровья.
Для достижения поставленных целей планируется решение следующих задач:
1. Создание условий для привлечения жителей района к занятиям физической культурой, увеличению двигательной и творческой активности населения путем создания комфортной среды, в том числе содержания и создания скверов; увеличения количества информационных и агитационных мероприятий, направленных на продвижение принципов здорового образа жизни; поддержки просветительных мероприятий по укреплению общественного здоровья.
2. Профилактика развития неинфекционных заболеваний (НИЗ), вызванных употреблением табака, алкоголя и психотропных веществ.
3. Развитие партнёрства в области применения здоровьесберегающих технологий между предприятиями и организациями, транслирование лучших практик.
4. Развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения.
5. Усиление взаимодействия с учреждениями здравоохранения Туруханского района, направленное на совместное информирование граждан о факторах риска для здоровья и важности выявления заболевания на ранней стадии развития посредством прохождения диспансеризации и профилактических осмотров.
6. Поддержка просветительных мероприятий по укреплению общественного здоровья.
- Прогноз конечных результатов Программы
Решение проблем, обозначенных в рамках реализации Программы, окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества и будет способствовать достижению следующих результатов:
создание системы анализа и оценки уровня здоровья населения Туруханского района;
создание системы информирования населения Туруханского района о факторах риска и профилактики заболеваний;
повышение уровня культуры здоровья населения;
совершенствование сельской инфраструктуры, направленной на увеличение двигательной активности жителей;
увеличение мероприятий спортивного и культурного направления, нацеленные на вовлечение граждан в активный отдых;
увеличение здоровьесберегающих технологий на предприятиях, вовлечение в процесс поддержки здоровья сотрудников большого числа организаций и учреждений района;
увеличение показателей по диспансеризации и профосмотрам;
создание условий для улучшения демографической ситуации, увеличения продолжительности жизни жителей Туруханского района, снижения преждевременной смертности, заболеваемости.
Финансово-экономическим результатом от реализации данной программы станет снижение выплат по больничным листам, уменьшение времени нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми. Также сократятся расходы бюджета по статье здравоохранение, в частности, на расходы по содержанию и лечению больных и нетрудоспособных граждан.
При реализации Программы также усилится межведомственное взаимодействие и социальное партнерство, активизируется участие гражданского общества и населения в планировании социальной политики района и в развитии инфраструктуры. В результате чего возможно достижение следующих показателей:
снижение смертности женщин в возрасте 16-54 лет к 2027 году;
снижение смертности мужчин в возрасте 16-59 лет к 2027 году;
снижение смертности от болезней системы кровообращения населения к 2027 году;
снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных к 2027 году;
снижение (недопущение) младенческой смертности к 2027 году;
охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами до 75% в 2027 году;
снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола) к 2027 году до 4,7 литра.
- Информация по мероприятиям Программы
Предусмотренные Программой мероприятия направлены на достижение заявленной цели, реализацию поставленных задач и включают в себя:
1) мероприятия, сгруппированные по следующим целевым направлениям:
сохранение и укрепление здоровья населения Туруханского района;
активная жизнь в любом возрасте;
формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни;
развитие сельской инфраструктуры здоровьесбережения;
сохранение здоровья мужчин;
здоровые зубы.
2) мероприятия по организационно-методическому обеспечению обозначенных целевых направлений Программы:
Целевое направление «Сохранение и укрепление здоровья населения Туруханского района» предусматривает мероприятия, направленные на повышение уровня развития сельской среды обитания, позволяющей создать благоприятные условия для сохранения здоровья населения района (в том числе организация мероприятий направленных на ревакцинацию против клещевого энцефалита взрослого населения с целью снижения риска заболеваемости инфекционным природно – опосредованным заболеванием, которое вызывается вирусом из рода Flavivirus.), на укрепление материально-технической базы физической культуры.
Система распределения бюджетных ассигнований мероприятия «Организация мероприятий направленных на ревакцинацию против клещевого энцефалита взрослого населения (с. Ворогово, с. Зотино).».
№ |
Исполнитель мероприятия |
Срок исполнения |
Финансирование |
||||
Сумма, тыс. руб. |
Всего |
Источник |
|||||
В том числе по годам |
|||||||
2025 |
2026 |
2027 |
|||||
1.
|
Организация мероприятий направленных на ревакцинацию против клещевого энцефалита взрослого населения |
Администрация Вороговского сельсовета |
78,940 |
0,00 |
0,00 |
78,940 |
Районный бюджет |
2. |
Администрация Зотинского сельсовета |
33,380 |
0,00 |
0,00 |
33,380 |
||
Итого по мероприятию: |
112,32 |
0,00 |
0,00 |
112,32 |
х |
Целевое направление «Активная жизнь в любом возрасте» предусматривает мероприятия, направленные на создание условий для привлечения жителей района к занятиям физической культурой, повышение уровня доступности объектов для занятий разными видами двигательной и творческой активности населения района.
Целевое направление «Формирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни» предусматривает мероприятия, направленные на создание информационного пространства Туруханского района в сфере здоровьесбережения и пропаганды здорового образа жизни среди сельского населения; реализацию комплекса мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организацию просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни.
Целевое направление «Развитие сельской инфраструктуры здоровьесбережения» предусматривает мероприятия, направленные на благоустройство населённых пунктов района с учетом потребности в ведении здорового образа жизни, увеличения двигательной и активной деятельности горожан.
Целевое направление «Сохранение здоровья мужчин» предусматривает мероприятия, направленные на повышение информированности населения района, прежде всего молодого возраста, связанного с вопросами репродуктивного здоровья, повышение ответственного отношения мужчин к своему здоровью, повышению родительской ответственности, сохранению семейных ценностей, совместного детско-отцовского досуга.
Целевое направление «Здоровые зубы» предусматривает мероприятия, направленные на формирование стоматологической профилактики среди населения района, прежде всего детского населения, повышению уровня стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детского населения и их родителей.
Программные мероприятия по организационно-методическому обеспечению обозначенных целевых направлений Программы включают в том числе:
проведение опроса среди населения по оценке влияния факторов на общественное здоровье;
формирование районного фонда методической литературы, медиатеки, банка фото- и видеоматериалов по проблеме здорового образа жизни;
создание и сопровождение групп и страниц в мессенджерах и социальных сетях учреждений района, в сети Интернет.
6. Ресурсы здравоохранения в Туруханском районе
В Туруханском районе осуществляют свою деятельность медицинские организации:
КГБУЗ «Туруханская РБ» - составе поликлиника, круглосуточный и дневные стационары, структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь на территории Туруханского района (11 ФАПов; 2 участковые больницы – с. Ворогово, п. Бор; 3 врачебные амбулатории – с. Верхнеимбатск, п. Келлог, с. Зотино).
КГБУЗ «Игарская ГБ» - в составе поликлиника, круглосуточный и дневные стационары, структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь на территории Туруханского района (Светлогорская участковая больница).
- Информация об основных мерах правового регулирования Программы
Информация об основных мерах правового регулирования в сфере общественного здоровья в Туруханском районе приведена в приложении 3 к Программе.
- Информация о ресурсном обеспечении Программы
Программа выполняется на основе сотрудничества между исполнителями и участниками Программы. Непосредственный контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Главы района, курирующий социальное направление. Общее руководство Программой осуществляет Глава Туруханского района.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств иных муниципальных программ Туруханского района:
«Развитие образования Туруханского района»;
«Развитие культуры и туризма Туруханского района»;
«Молодёжь Туруханского района»;
«Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Туруханском районе»;
«Обеспечение комфортной среды проживания на территории населенных пунктов Туруханского района»;
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории Туруханского района», и иных источников.
Информация о ресурсном обеспечении программы за счет средств районного бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, приведена в приложении 4 к Программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм (средства районного бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов) приведена в приложении 5 к Программе.
Приложение 1
к комплексной межведомственной
муниципальной программе
«Укрепление общественного
здоровья в Туруханском районе»
Демографическая характеристика
населения Туруханского района 2020 – 2022 гг:
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
на 01.01.2022 |
15583 чел. |
15156 чел. |
15030 чел |
Изменение численности постоянного населения территории имеет отрицательную тенденцию. Ежегодно численность населения снижается в среднем на 2,2%.
В то же время развитие добывающего сектора, осуществляемое преимущественно вахтовым методом, привело к росту в районе численности временного населения.
Преимущественное влияние на изменение численности постоянного населения оказывает миграция населения.
Один из факторов выезда населения за пределы района связан с реализацией государственной политики по переселению населения из суровых климатических зон в более благоприятные для проживания территории.
Так же идет отток населения за счет выпускников школ, желающих по завершении обучения в высших и средних учебных заведениях края осуществлять свою профессиональную деятельность за пределами района.
Показатели естественного прироста численности населения (рождаемость и смертность) за последние четыре года находятся на одном уровне – около 0,2 тыс. человек в год. На динамику численности постоянного населения района данный показатель не оказал значительного влияния.
В целом, возрастная структура населения свидетельствует о хорошем демографическом потенциале. Доля населения «моложе трудоспособного возраста» превышает долю населения «старше трудоспособного возраста», что свидетельствует о значительном уровне миграции в Туруханский район молодого населения в связи со значительной привлекательностью района для реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на добычу и переработку минеральных природных ресурсов.
Заболеваемость населения Туруханского района
Уровень общей заболеваемости (распространённости заболеваний) и впервые выявленной заболеваемости населения Туруханского района за период с 2020 по 2022 имеет тенденцию к снижению, как в целом, так и по классам заболеваний, за исключением болезней органов дыхания, что связано с эпидемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Показатели заболеваемости населения Туруханского района не превышают средних краевых показателей впервые выявленной заболеваемости. В структуре заболеваемости, как и в целом по краю, первое ранговое место занимают болезни органов дыхания, на втором месте болезни системы кровообращения, на третьем месте болезни органов пищеварения.
Заболеваемость злокачественными новообразованиями среди населения Туруханского района регистрируется ниже среднекраевого показателя.
В структуре впервые выявленной онкологической заболеваемости всего населения Туруханского района преобладают злокачественные новообразования толстого кишечника, молочной железы, легких и предстательной железы.
Общая заболеваемость населения Туруханского района за период 2020 – 2022 гг. (на 100 тыс. чел.):
Наименование |
2020 год (%) |
2021 год (%) |
2022 год (%) |
Зарегистрировано всего |
15583 |
15156 |
15030 |
В том числе: |
|||
Инфекционные заболевания |
326 |
259 |
205 |
Новообразования |
940 |
940 |
904 |
Болезни крови и кроветворных органов |
202 |
249 |
187 |
Болезни эндокринных органов |
432 |
465 |
466 |
Психические расстройства |
352 |
339 |
381 |
Болезни нервной системы |
376 |
264 |
306 |
Болезни глаза |
465 |
397 |
392 |
Болезни уха |
585 |
564 |
544 |
Болезни системы кровообращения |
1896 |
2017 |
1798 |
Болезни органов дыхания |
4866 |
4754 |
4863 |
Болезни органов пищеварения |
1468 |
1381 |
1205 |
Болезни кожи |
508 |
463 |
532 |
Болезни костно – мышечной системы |
1140 |
1051 |
1034 |
Болезни мочеполовой системы |
929 |
751 |
754 |
Врожденные аномалии |
90 |
99 |
100 |
Травмы и отравления |
706 |
517 |
596 |
При ранжировании территорий Красноярского края по среднемноголетнему показателю заболеваемости населения, обусловленной воздействием факторов окружающей среды, за длительный период осреднения (начиная с 2010 года) Туруханский район входит в число территорий с низким уровнем заболеваемости населения.
Смертность населения Туруханского района
Основными причинами смертности населения Туруханского района в структуре причин смерти были и остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения.
Уровень общей смертности в Туруханском районе не превышает средние показатели по Красноярскому краю по общей смертности, по смертности от болезней системы кровообращения, от внешних причин, болезней органов дыхания, пищеварения, новообразований, характеризуя относительно благополучную демографическую ситуацию в районе.
За период с 2020 по 2022 увеличились показатели общей смертности и смертности от болезней системы кровообращения, что объясняется увеличением числа осложнений после перенесенной новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Показатели смертности населения Туруханского района за 2020 – 2022 гг. (на 100 тыс. чел.):
Причина смерти |
2020 год (%) |
2021 год (%) |
2022год (%) |
Болезни органов дыхания |
6,4 |
6,6 |
5,5 |
Болезни органов пищеварения |
5,8 |
8,2 |
5,5 |
Болезни системы кровообращения |
23,5 |
13,1 |
61,6 |
Новообразования |
17,6 |
19,7 |
17,8 |
ИТОГО общая смертность (чел.) |
34 |
61 |
73 |
Распространенность факторов риска 2020 – 2022 на 1000 человек:
Фактор риска |
2020 год (%) |
2021 год (%) |
2022 год (%) |
Курение табака |
22,7 |
21,5 |
18,5 |
Употребление алкоголя |
2,3 |
2,4 |
1,9 |
Низкая физическая активность |
16,8 |
14,1 |
12,6 |
Нерациональное питание |
40,5 |
39,3 |
34,5 |
Артериальная гипертония |
2,2 |
2,3 |
1,8 |
Гипергликемия (повышенное содержание сахара в крови) |
3,9 |
4,0 |
3,7 |
Избыточная масса тела |
26,5 |
27,0 |
25,2 |
Ожирение |
3,1 |
2,4 |
1,5 |
ИТОГО общая распространенность |
118 |
113 |
99,7 |
Уровень и образ жизни населения (материально-бытовые условия, условия труда и др.) входят в перечень факторов, определяющих здоровье человека.
В формирование здоровья населения Туруханского района, наравне с санитарно-гигиеническими факторами, вносят вклад и социально-экономические факторы риска (доходы населения, обеспеченность медицинской помощью, благоустройство территории, др.)
Для улучшения демографической ситуации и здоровья населения Туруханского района необходимо улучшить качество проведения диспансеризации (в том числе углубленной) и профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения взрослого и детского населения.